Прокат велосипедов в Шенчжене.

Прокат велосипедов в Шенчжене.

Шеньчжень, город на юге Китая в провинции Гуандун. Население более 15 миллионов человек, в основном это молодые люди приезжающие со всего Китая в поисках заработков. Можно назвать его "силиконовой долиной" Китая, с некой натяжкой. В окрестностях города расположено огромное количество фабрик занимающейся самой разнообразной электроникой.

Но разговор пойдет не об этом. В Шеньчжене официально запрещено передвижение вело и мототехники по дорогам общего пользования, по крайнейм мере в центральных районах, а мотоциклы с бензиновыми моторами вообще может использовать ТОЛЬКО полиция! Народ в основном использует электромопеды, электромотороллеры и велосипеды (тоже с электродвижетелями) и даже самокаты с электромоторчиками. Благо что тротуары тут в основном выложены гладкой плиткой, везде есть съезды, пандусы. Ширина тротуаров порой достигает 5-6 метров, а местами и более, кстати прогулка по тротуару - это не всегда комфортно, так как со всех сторон шныряют эти беззвучные двух, а порой и трехколесные ездуны с мотором.

Одно время в Шеньчжене практиковался прокат велосипедов следующего типа: в разных местах города были специальные стоянки со стоечкой терминала, пользователям необходимо было где-то зарегистрироваться, получить, по-моему, специальную карточку, после чего он мог брать на этой стоянке велосипед, а после его использования обязан доставить его до ближайшей стоянки и зафиксировать конец использования. Не дорого, но неудобно, так как приходилось в любом случае двигаться от стоянки до стоянки.

Прокат веловиспедов в Шеньчжене

В прошлом году некая китайская компания ввела новую систему. По всему городу были расставлены специальные серо-оранжевые велосипеды, они отличались от обычных довольно сильно: вместо цепи был установлен кардан, литые колеса, мощная передняя вилка, и вообще конструкция достаточно антивандальная. Что бы взять его в прокат достаточно считать телефоном QR-код, один раз скачать программку, зарегистрироваться, оплатить депозит 300 юаней (3000 рублей), при зарплате от 3-4000 тыс. юаней не так уж и много. По коду определялся конкретный велосипед. Включая начало проката, на велосипеде отщелкивался замок, и вы можете ехать до нужного вам места за 1 юань (10 рублей) в час. Достигнув точки назначения, вы в программе отмечаете, что прокат закончен, замок закрывается. Велосипед просто стоит там, где вы его оставили, местонахождение его отслеживается программой. видимо по GPRS, и любой другой пользователь может увидеть на карте в телефоне, где есть свободный аппаратик. Весь город дружно покатил на этих колесах. Сначала ради любопытства, затем оценив удобства просто по делам и для развлечения - Китайцы спортивная нация.

Естественно, китайцы такие китайцы и буквально через месяц два на улицах стали появляться прокатные велосипеды от других компаний, синие, желтые, с корзинками и т.д. Эти компании уже не стали заморачиваться с антивандальностью, брали стандартные велосипеды, единственно устанавливали литые шины с перфорацией, систему отслеживания и замки, кое-кто поставил пластиковые цепи. А по чему нет? Себестоимость велосипеда колеблется от 150 до 300 юаней, получая залог вы считай окупаете его производство, а учитывая, что пользователей в разы больше, чем самих велосипедов, то это неплохие деньги и все затраты окупаются сразу!!! Велосипед в день приносит 10-20 юаней, т.е. за месяц-два он окупится полностью и потом будет приносить чистую прибыль до своего полного разрушения.

Прокат велосипедов в Шеньчжене

Прокат велосипедов в Шеньчжене

Прокат велосипедов в Шеньчжене

Прокат велосипедов в Шеньчжене

В городе заметно поубавилось ржавых вело-монстров, все катаются на разноцветных, пока еще новеньких велосипедах. Кстати залог тоже упал до 100 юаней (1000 рублей) правда это только для тех, у кого есть китайское ID (карточка удостоверения личности) иностранцы тут пролетают. И цена упала до 0,5 юаня (5 рублей в час).

Городская полиция правда уже начала высказывать свои претензии, так как многие бросают велосипеды где попало, загораживают подходы и т.д.

Не знаю возможно ли такое в России, с российским менталитетом? В Китае, в частности в Шеньчжене, например, практически нет граффити, особенно той дикой разновидности в виде корявой загогулины нанесенной краской и уродующей все где ее оставил «автор». Очень редки разбитые рекламные щиты, так как если такое и случается, все стараются починить как можно быстрее – деньги должны капать постоянно. Сломать детскую площадку, нагадить в лифте, общественном транспорте? Это вообще нонсенс, везде камеры, везде есть охрана и в случае проявления антисоциального поведения денег с нарушителя снимут по полной и еще будут крутить запись с камеры по общественному телевидению. Большой Брат бдит! А возможно у китайцев и нет такой черты в характере, сломать или испортить то, что тебе не принадлежит. Да в моменты массовых волнений, которые бывают и тут, толпа теряет контроль и может изрядно по громить, но... громить будут конкретную цель, массово, дружно, до фундамента, причем соседние заведения могут быть совершенно спокойны и даже не прерывать работу!

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий