Глава 12. Джайпур – Дворцы и храмы

Глава 12. Джайпур – Дворцы и храмы

В 1727 году Сайвай Джай Сингх II, один из самых почитаемых раджпутов клана Качхвахов, отдал распоряжение о завершении строительства Джайпура в течение ближайших лет и переноса столицы. Этот раджа прославился не столько на поприще военных достижений, сколько как эстет, ученый и дипломат. Сам город был запланирован и отстроен в виде девяти связанных друг с другом квадратов, разделенных между собой широкими улицами

Джайпур называют розовым городом, так как вся его старая часть по приказу одного из правителей в честь приезда королевы была выкрашена в розовый цвет - цвет радости. Хотя, на мой взгляд, это скорее терракотовый, чем розовый.

032

Когда мы спускались с холма, нас поразил вид здания, стоящего в центре небольшого озера, под дивным названием Манн Сагар. Как пояснил водитель, это так называемый Озерный дворец, бывшее комфортное охотничье угодье, которым пользовались участники охоты махараджи на уток. Также Озерный дворец использовался как летняя резиденция для семьи махараджи. На его крыше растут деревья; он стоит, как новенький, отражаясь в стоячей воде и вызывая восторг у проезжающих туристов. Жаль, что местные власти не организовали здесь водные экскурсии.

Следующим пунктом нашего путешествия был Гайтор - место захоронения махараджей под горным хребтом, окружающим город. Поскольку он явно имел историческую ценность, за вход с туристов брали небольшие деньги. Чтобы войти в храм, надо было снять обувь, а так как процесс "обындусивания" у нас еще только начинался, я ограничился тем, что походил обутый по внешнему периметру и поснимал здание с разных ракурсов. В это время Наталью уговаривали сделать тату хной, но она стойко отказывалась в надежде (к сожалению, не оправдавшейся), что будет возможность сделать это в конце путешествия. Сегодня я думаю, что если подобное украшение и стоит делать, то в первые же дни, и потом наслаждаться все время поездки по Индии, ибо дома вас могут не понять!

033

После посещения храма водитель объявил, что теперь нас ждет экскурсия на текстильную фабрику. Фабрикой, как оказалось позже, назывался небольшой ангарчик, где реализовывали этнические ситчики, узор на которые наносился тут же. Нам продемонстрировали, как резными деревянными штампами, большими и маленькими, в несколько цветов наносится рисунок; после погружения свежеокрашенной ткани в воду, краски меняют свои цвета. Затем нас привели на склад готовой продукции, чтоб мы смогли купить что-нибудь на память. Немного полюбовавшись на вручную раскрашенные простыни, скатерти и прочие текстильные изделия, мы ретировались. Но оказалось, что рядом еще есть фабрика по производству ковров. Перепуганный мастер сидел в уголке и создавал очередной шедевр, а приказчики обширного магазина навалились на нас с целью всучивания продукции не виданного качества и ассортимента. Устав отбиваться от ковроделов, мы сбежали.

На окраине города возле одного новенького индуистского храма мы заметили пеструю толпу и небольшой оркестр в парадной форме. Оркестр наигрывал веселые мелодии, под которые танцевала группа женщин человек в тридцать. "Свадьба! - объявил нам Бхупиндер. - Второй день, танцуют только женщины!" Действительно, перед храмом под музыку в танце вращались только женщины: невеста в темно-красном сари, вся в золотых украшениях, вокруг приплясывали ее родственницы и подруги, тоже весьма нарядные, правда попалась одна подружка "из города" в джинсах. Мужскую половину являл собой оркестр в белой униформе и фуражках, видеооператор с огромной камерой, скучающий жених и вездесущие мальчишки.

035

Просматривая фотографии Джайпура, еще до поездки, очень хотелось увидеть так называемый Дворец ветров, известный как крупнейшая жемчужина в архитектурном убранстве этого города. И когда эта махина показалась на одной из нешироких, запруженных транспортом и лавочками улиц, ощущение было невероятное. Решив обязательно запечатлеть внушительный фасад из красного камня, тормозим машину. К сожалению, дело было уже к вечеру, и индийское солнце подло светило прямо в объектив сквозь окна дворца. Я пытаюсь сделать несколько кадров, и вдруг меня за рукав дергает какой-то юный предприниматель неопределенного около-подросткового возраста: "Сэр, пойдемте, я вам покажу хорошее место для съемок!". Подозревая юношу в коварных замыслах (от предъявления после съемки счета на астрономическую сумму до убийства с целью ограбления и последующим расчленением трупа), иду за ним. Мы поднимаемся по узеньким проходам близлежащего здания мимо мирно живущих в своих квартирах людей (дверей-то практически нет!) на второй или третий этаж, где с небольшого балкончика открывается неплохой вид. Но стремящееся к закату солнце все равно не дает сделать качественный кадр. За нами следует жена, чтобы пополнить ряды "ограбленных и расчлененных" или же попозировать на фоне достопримечательности мирового масштаба. На балкончике уже ждет второй предприниматель немного постарше и раскрывает "тайну" радушного приглашения. Хитромудрые смуглые братья устроили наверху серебряную лавку и заманивают таким способом клиентов. Изучив из вежливости ассортимент лавочки, мы пришли к выводу, что изделия весьма спорного качества, работа очень грубая, о чистоте самого серебра вообще боюсь говорить.

094

Культурная программа на этот день была выполнена, водитель правда заикнулся об очередной "фабрике", но мы решительно объявили, что раз программа на сегодня окончена, то пора ехать в отель. Из старой, исторической части города, мы направились в отель Махараджи, располагавшийся в новом Джайпуре. Несмотря на то, что возле въезда в отель возвышалась огромная куча мусора, а рядом шла стройка, сам отель выглядел внушительно, особенно внутри. Швейцар в национальном костюме и с усами открывал дверь и отдавал честь. Наши рюкзаки были вынуты из автомобиля и доставлены к стойке. Недолгие языковые муки по оформлению номера, и мы уже осматриваем местные хоромы. Из всей поездки это был самый приличный номер, пусть не очень большой, но весьма уютный и чистый. Наташу обрадовал горячий душ и ассортимент шампуней, мыла и полотенец в ванной. Кстати, окон в номере не было, точнее, окно было, но выходило в какой-то колодец посредине здания. Скорее всего, это было сделано для вентиляции и для того, чтобы солнце не нагревало лишний раз комнаты. На карнизе постоянно сидело огромное количество голубей, которые ворковали как заведенные. Ужинать было решено в гостиничном ресторане.

Узнав, где находится местное заведение общепита, мы спустились на первый этаж. Там нашему взору предстал оживленный бар и практически пустой ресторан немалых размеров. Через мгновение над нами возвышался услужливый метрдотель с меню. Пролистав список из названий блюд, решили, следуя советам бывалых путешественников, выложенным в Интернете, взять какой-нибудь рис и что-то из местной кухни. Как выяснилось позже, рис может быть "фри" (то есть сваренный без добавлений), "китайский рис" (достаточно острое блюдо, в которое добавлены специи и, кажется, перец чили). К этому блюду отдельно в пиалах подается три соуса: в первой - соленый соевый, уксус с кусочками острого зеленого перца во второй и что-то зеленое и кислое в третьей. Есть также плов "Пилау" - он бывает вегетарианский и с куриным мясом. Позже мы попробовали очень вкусный вегетарианский плов: в рис добавлены разнообразные овощи, как правило, блюдо совсем не острое. Порции достаточно большие, обычно мы брали порцию на двоих. Обедавшая неподалеку весьма чопорная дама европейского вида заказывала много яств, но больше половины у нее оставалось нетронутыми. Просмотрев список индийских блюд, название которых нам ничего не говорили, мы призвали официанта с целью порекомендовать что-либо. Немного подумав, он ткнул пальцем в панир. Острое, но чертовски вкусное блюдо. Соскучившись по витаминам, мы потребовали грин салат, то есть овощной салат. Индийская народная традиция подачи салата достойна отдельного описания. Как правило, это кусочки огурца, помидора, какой-то редьки, капусты, обязательно несколько кусочков чили и лайма, иногда могут попасться несколько долек обычной свеклы. Все аккуратно выложено на тарелке в высокохудожественной композиции, но вот ни майонез, ни пара капель растительного масла на все это изобилие никогда не попадают, то есть все овощи сухие и, так сказать, в естественном виде. Ну, спасибо, что все это хотя бы мытое. Завершением ужина стал индийский чай на молоке со специями, причем официант несколько раз переспросил, именно ли индийский чай нам нужен, а не черный европейский, и, оставшись довольным нашим заказом, потрусил на кухню.

Во время ужина случилось небольшое происшествие. Начав жевать салат, мы обнаружили, что помидоры порезаны достаточно тонко, но колечки весьма немалого диаметра. И если мне было все равно, то Наталья решила их порезать. И тут-то обнаружилось, что сервировка стола исключает режущие предметы. Мгновенно примчавшийся гарсон был озадачен поиском ножа. На такой же повышенной скорости он умчался к небольшой стае официантов, наблюдавшей за нашим пиршеством издалека. После пары слов между собой вся компания умчалась на кухню, потом они ломанули в бар. Раздалось хлопанье шкафами и выдвигаемыми ящиками, звон перебираемой посуды. Через весьма продолжительное время появился сияющий официант с подозрительного вида ножом, а еще минут через 10 второй нож был торжественно вручен и мне. Отдавая должное их сервису, скажу, что на следующий наш ужин ножи были торжественно поднесены сразу. Ужин на двоих обходился нам порядка 180-190 рупий (120-130 рублей). Посмотрели цены в меню на алкоголь - астрономические, стоимость тридцати граммов фирменного виски равнялась примерно цене полулитра хорошего рома в винном магазине за углом.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий