Глава 23. Дорога в Каджурахо

Глава 23. Дорога в Каджурахо

Утром, к нашей радости, нас ждал наш водитель Бхупиндер и его беленькая "тата". Мы думали, что уже вечером расстанемся с ним (в принципе, он исполнил все свои обязанности), и утром нам придется добираться до вокзала своим ходом. Но он обрадовал нас, предупредив, что отвезет нас к поезду, предварительно вручив личную книгу отзывов, в которой уже не один десяток человек на разных языках оставили свои отзывы. Человек он действительно был очень хороший, и грех было не написать на чистом русском языке для будущих клиентов несколько строк о нем. Сфотографировались на фоне машины, распрощались и потащили свои рюкзаки на перрон, где нам предстояло познакомиться с железнодорожным транспортом Индии.

На руках у нас уже были все билеты, отыскав в книжечке из билетов и гостиничных ваучеров, нужный, приготовились к встрече нашего экспресса.

164

Небольшое железнодорожное отступление

Железнодорожный транспорт в Индии очень развит. Огромное количество поездов бороздят просторы этой страны. Для нашего соотечественника оказывается неожиданным, что в каждом составе практически все вагоны разного класса. Теперь немного подробней о каждом из них.

Бесклассовый вагон / Second Sitting (Code:2S) - черезвычайно низкая цена, отсутствие в зарешеченных окнах стекол, деревянные полки и совершенно не поддающееся описанию количество набивающихся в вагон пассажиров. Мест тут нет в принципе, все сидят, стоят и лежат там, где им это удается.

Спальный вагон / Sleeper Class (Code:SL) - очень похож на наш плацкарт, но в купе не четыре, а шесть полок. Лежать удается только, если вы успели занять верхние места, причем в обнимку с вашим багажом. Внизу рассаживается довольно много народа. Средние полки отстегиваются только на ночь. Белье не выдают в принципе. Большое количество попрошаек.

Первый класс / First class (Code:FC) - странный, вымирающий на индийском транспорте класс вагонов. Отдельное, изолированное купе с двумя мягкими полками, одна над другой. Без кондиционера, с решетками на окнах.

Третий класс с кондиционером / AC 3 Tier (Code:3A) - практически тот же спальный, шесть полок в купе и две сбоку. Наглухо закупоренные окна и постоянно работающий кондиционер. Умеренная цена. Проводник и, следовательно, практически полное отсутствие посторонних. Продавцы всего на свете и уборщики купе, клянчащие мелкую монету за свой труд, не считаются. Бесплатное белье, причем обязательно выдается тонкое, но теплое одеяло, так как в вагоне реально холодно.

Второй класс с кондиционером / AC 2 Tier (Code:2A) - отличается более высокой ценой, четыре полки в купе, что делает сходство с нашим плацкартом практически полным. Все купе тут отгорожены от прохода длинными шторами.

Первый класс с кондиционером / First class Air-Conditioned (AC) (Code:1A) - две места в изолированном, кондиционированном купе. Цена приближается к стоимости авиаперелета. Этот тип вагонов включен не во все поезда, как правило, только в экспрессы.

Помимо разделений на классы вагонов, различаются и сами поезда. Экспрессы отличаются более высокой скоростью, повышенным комфортом (иногда есть даже включенное в стоимость билета питание), чистотой и точностью прибытия. Опоздания на два-три часа не считаются. Обычный поезд двигается медленней, вагоны более грязные опоздания в районе десяти-двенадцати часов никого не удивляют, но на станцию лучше всего прибывать заблаговременно. Примерно за час до прибытия на станции вывешивают листы, где указанны фамилии и места пассажиров, такие же листы будут прикреплены на вагон по прибытию его на станцию. Пассажиру желательно заблаговременно проверить наличие себя в списке. В отличии от российских вокзалов, вагоны в индийских поездах становятся в точно отмеченное место и над ними загорается световая индикация обозначающая их класс. Обычно более высококлассные поезда располагаются ближе к локомотиву. При отсутствии билетов, возможно купить так называемый билет с "листом ожидания" (WL - waiting list), дающий право проезда, но не дающий конкретного места.

На вокзале к вашему багажу обязательно кинутся люди в красных рубашках - кули, лишь мельком взглянув на ваши билеты, они донесут ваш багаж до нужного перрона к месту, где остановится ваш вагон, больше подносить ваши вещи нельзя доверять никому.

Всем пассажирам кондиционированных вагонов обязательно выдается литровая бутылка с питьевой водой. Дополнительно воду можно купить на любой станции по цене за 10 рупий за литр, это самая дешевая и качественная вода в Индии. Так же на любой станции можно купить еду, хотя проще ее заказать прямо в вагоне, вам обязательно ее принесут. Правда еда будет стопроцентно рассчитана на индийского пассажира, то есть изрядно перченая.

Для путешествий на не очень длинные расстояния существуют так называемые сидячие вагоны:

СС - кондиционированный вагон с местами, как в салоне самолета. Очень удобен для путешествий в дневное время.

Локальная электричка - железный вагон с деревянными некрашеными лавками, полным отсутствием дверей и присутствием в вагоне населения среднего российского городка.

Индийские вокзалы - это целая песня; они всегда полны жутких маргинальных элементов самого невероятного типа. Создается впечатление, что именно здесь собираются самые невероятные попрошайки, нищие в оборванных тряпках, различные уроды, каких не встретишь даже на страницах специализированных энциклопедий. И весь этот кагал валяется тут же на бетонных плитах перрона, перемещаясь только в вашу сторону, чтобы выпросить хоть что-нибудь. Вокруг нас постоянно крутилась пара чумазых детишек, которых сменил мальчик-калека с недоразвитыми ногами. Таких тут очень много, по телевизору даже показывали специализированную клинику, где их пытаются хоть как-то лечить. Этот ползал вокруг пассажиров с помощью рук и чего-то похожего на ноги; несмотря на свой физический недостаток, он выглядел вполне довольным жизнью и нуждался только в небольшой сумме денег. Дать ему хоть рупию значило привлечь к себе всю вокзальную армию протянутой руки, а отбиваться в течение дальнейших сорока минут нам абсолютно не улыбалось. Позже мы узнали, что существуют залы ожидания, причем для каждого класса свой, то есть если ты едешь первым классом, то в твоем зале мягкие кресла, более или менее чистый туалет и сторож на входе, который гонит прочь всю эту босоту. В залах второго классах дела чуть похуже, но тоже жить можно. Но самое главное, что для туристов независимо от класса предусмотрены туристические офисы, где вы можете не только посидеть рядом с белыми людьми и приобрести нужные вам билеты, но и отдохнуть от постоянной осады армии профессиональных попрошаек и примкнувших к ним любителей.

На перроне продолжается привокзальная жизнь. В буфете на колесах варится и жарится еда для проезжающих пассажиров. Ходят продавцы цепочек и замков для пристегивания своих чемоданов к лавкам в вагонах, без которых они могут сбежать ночью. Замочек стоит от 10 до 30 рупий, примерно столько же стоит и цепочка. Кстати, перрон активно убирается, нас постоянно просили перемещаться в сторону то мальчик с веником в виде слоновьего хвоста, которым он тщательно тыкал в мусор, то водитель поломоечного агрегата, освежавшего жирные каменные плиты. Всем им мешали ожидающие своего поезда пассажиры с тюками и баулами.

Наступало время прибытия нашего экспресса, мы нервничали и переживали, что не окажемся в нужном месте, хотя местное руководство убеждало, что все произойдет на первой платформе. Вскоре с пронзительным гудком к перрону предстало нечто… Ржавая электричка с окнами без единого стекла, зато со зловещего вида решетками, без дверей. Внутри вагона на черном металле кое-где голубели остатки былой окраски. Некрашеные доски лавок заполированы многочисленными пассажирскими задами до цвета черного мореного дуба. Заходим, оглядываемся, в вагон заскакивает пара молодых индусов и что-то начинает нам говорить, тут же на окне повисает продавец цепочек, в общем, они нам втроем кое-как втолковали, что это локальная электричка, а совсем не нужный нам экспресс в Джанси. С облегчением вытаскиваем рюкзаки из вагона, благо, дверей в нем тоже нет. Свистнув, электричка умчались дальше, а мы облегченно вздохнули, чуть не укатив на этом металлоломе в неизвестном нам направлении. Через некоторое время прибыл и наш поезд. Отличие было разительно, никаких решеток на окнах, тонированные в цвет чая стекла на плотных резиновых уплотнителях. Рядом с дверью вагона сразу прикрепляется распечатка с именами пассажиров и номерами их мест. Тут тоже целая наука с классами. У нас был класс СС2. Изнутри вагон напоминал комфортабельный автобус дальнего следования или даже самолет из-за стройных рядов по три кресла с каждой стороны. Места было предостаточно, работал кондиционер. Помимо постоянно проверяющих билеты проводника и контролеров туда-сюда сновали мальчики в униформе и предлагали (правда, непонятно, за деньги или нет) воду, чай, кофе и какую-то еду. Хоть мы и засомневались в качестве последней, многие утверждают, что это достаточно безопасно и даже вкусно. Соседние вагоны гордо несли знаки СС1 и СС, что могло обозначать еще более высококачественный проезд и обслугу, а вот сзади были прицеплены уже знакомые нам обшарпанные вагоны с решетками на окнах, куда, кстати, и направилась основная масса местных пассажиров. В нашем вагоне ехало немалое количество туристов из Австрии, в основном женщины в возрасте, и несколько солидного вида индусов.

Все индийские вагоны имеют по четыре туалета - два спереди, два сзади, - причем различающихся по конструкции. Один из них сделан в так называемом "западном стиле", что означает наличие унитаза, а другой - в "индийском стиле", в виде отверстия в полу. Обязательно под правой рукой будет краник и прикованная цепью стальная кружка. В индийские традиции гигиены не входит использование туалетной бумаги, все применяют воду из вышеуказанных краника и кружки и левую руку, почему и считается приличным кушать, передавать еду, предметы да и просто здороваться только правой рукой. А кушать индусы предпочитают именно руками.

Все окна в вагоне были затонированны и мелькающие пейзажи казались еще невероятнее из-за желтой, какой то инопланетной окраски. Вдоль железнодорожного полотна мелькали, поля похожие на лоскутное одеяло, работающие на них люди, возле редких водоемчиков появлялись пальмы. На одном из холмов возвышалась огромная крепость, явно неухоженная, рядом не было видно никаких населенных пунктов, сразу захотелось выйти и посмотреть на не отреставрированную достопримечательность.

061

Через несколько часов наш экспресс остановился в Джанси, и мы, подхватив рюкзаки, вышли из вагона. Австрийских туристов уже встречали представители турфирм, они организованным стадом отправились к поджидавшим их кондиционированным беленьким автобусам. А таких полудиких туристов, как мы, уже поджидал младший помощник второго закрывальщика дверей суперавтобуса местных деревенских автобусных линий. Постоянно твердя: "Бус ин Каджура-о! Тикет!", он указывал на небольшой ларечек, стоявший тут же на перроне. В этом ларечке действительно продавали билеты на говермент бас демилюкс в легендарную деревню Каджурахо. Кстати, буква "х" индусами практически не произносится, она звучит как придыхание, поэтому Каджурахо звучало как Каджура-а-о. Увидев, что несколько японских туристов, а также пара тетенек с рюкзаками, которых мы посчитали голландками, уже стоят в очереди, пристроились тоже. За 85 рупий с человека нам были проданы билеты с местами и указанно пальцем в сторону, где теоретически находился автобус.

Сразу за вокзалом стояла целая куча автобусов: белоснежные, кондиционированные, в которые грузились розовощекие туристы из Европы, и несколько развалин с решетками на окнах, на которых было суждено ехать любителям самостоятельных путешествий. Наш багаж был тут же упакован в запираемое на навесной замок багажное отделение, за сохранность было потребовано 10 рупий. Поднявшись в салон, мы увидели, что на наших местах уже сидит пара добродушных индийских старичков, но контролер-кондуктор, посмотрев на наши билеты, быстренько пересадил их на другие места. Индийский транспорт всегда очень богат на всяких распорядителей, руководителей, кондукторов, контролеров, а также их помощников и помощников помощников. Это вообще общеиндийская традиция - иметь помощника, прислугу или кого-то на посылках; наличие наемного работника, а лучше нескольких, что автоматически повышает статус предприятия и его владельца. Вот и в автобусе помимо водителя, в функции которого входило руление, непрерывное гудение всем, кто появлялся на горизонте и глушение пассажиров индийскими мелодиями из хрипящего магнитофона, был кондуктор. Он являлся основной фигурой автобусного движения. Сначала кондуктор впускал и рассаживал пассажиров, в процессе движения решал, подбирать или нет голосующих, отдавая сигналы коротким, но пронзительным звонком. В руках он гордо держал кипу бумаг, в которых отмечал пассажиров, на остановках он бегал с этой кипой отмечаться на пропускные пункты. Его помощник стоял в дверях. В его обязанности входил процесс открывания-закрывания, причем закрывание двери производилось на обычный оконный шпингалет, а также погрузка и выгрузка багажа и собирание мзды.

071

Путешествие на автобусе оказалось весьма продолжительным. Эта грохочущая и непрерывно сигналящая колымага уверенно катила по дороге с не очень хорошим асфальтовым покрытием, порой асфальт лежал только на середине, а на небольших участках пропадал вообще. Чуть больше четырех часов мы колесили по проселкам. По пути на какой-то лавочке с навесом был подобран пожилой немец в очках и с рюкзаком. Довольно симпатичный кучерявый дядька, блестя очками, сел сзади нас и чуть слышно начал себя ругать: "Интернешнл думмкопф" и т.п. Позже выяснилось, что его обманули, сказав, что до Каджурахо всего несколько километров. Моторикша вывез его из города и высадил на дороге ожидать автобус. Сколько он при этом потерял денег, мы выяснять не стали.

074

Несколько раз автобус останавливался в небольших населенных пунктах минут на двадцать-тридцать, где народ начинал активно покупать просовываемую в окна еду: лепешки, жареный горох и что-то совершенно нам не известное, возможно, даже съедобное, тщательно упакованное в листья. Заскочивший на одной из таких остановок мальчик протянул нам несколько книг на хинди, но, быстро заметив нашу необразованность, ретировался. Конец путешествия ознаменовался появлением в салоне автобуса зазывалы из какого-то отеля. Шустрый малый в белоснежной рубахе начал активно всучивать всем визитки своего отеля. Обиженный на индийский сервис, немец демонстративно разорвал протянутую ему карточку, выбросив ее остатки в окно.

И вот уже за окном промелькнула вывеска аэропорта Каджурахо! Потом показался солидный отель, огороженный порядочной стеной и с охраной на входе. Затем мы пару раз свернули и оказались в практически пустом автовокзале, если, конечно, не считать двух десятков агентов местных гостиниц, разрывавших на части нескольких туристов. В первых рядах стоял представитель отеля "Harmony", чей ваучер был у нас на руках. Он совал мне в руки свою визитку и проспект. Когда я ответил ему утвердительно, он показал на белоснежный "Амбасадор". Позже он, кажется, немного расстроился, узнав, что у нас ваучер и что с комиссионными он пролетает. Зато нас торжественно везли целых два квартала на архаичном произведении индийского автомобилестроения. Нам давно хотелось прокатиться на этом автомобиле представительского класса, несмотря на то, что он похож на гибрид первых автомобилей марки "москвич" и двадцать первой "волги". Кстати, с нас все-таки содрали за этот двух- или, максимум, трехквартальный тур двадцать рупий, но это, конечно, мелочи.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий