Глава 25. Каджурахо. Храмовый комплекс

Глава 25. Каджурахо. Храмовый комплекс

Встали пораньше, что б было не так жарко ходить между храмов, да и торговцы на улице еще не успели выставить свой товар. Солнце, хоть и выпрыгнуло из-за горизонта, но жарило не в полную силу.

Храмы в каджурахо были открыты только в 1838 году, англичанином Т.С.Бартом, пораженным откровенными сценами скульптурных групп на стенах храма. Сооруженные в 10-12 веках династией Раджпутов Чанделла, которые правили Центральной Индией в средние века и прославившие себя строительством 85 подобных индуистских храмов, из которых 22 дожили до наших дней. Долгое время, из-за аморального содержания, храмы оставались в тени, но общественные устои, со временем, изменились и изменили направление туристических маршрутов. Сейчас посещение "храмов Кама-Сутры", как совершенно несправедливо трактуется это место в большинстве путеводителей, стоит на первых местах, реклама есть реклама.

015

Вот и мы начали с поисков откровенных сцен, на усыпанных скульптурами стенах храмов. Честно говоря, если не зацикливаться на эротике, можно получить гораздо большее удовольствие. Древние скульпторы знали свое дело, точность, тонкость, изысканность линий поражает. Отдельные позы имеют определенный смысл, который, к сожалению, от нас был скрыт, например, часто повторялся сюжет с женщиной стоящей с совершенно вывернутой ногой, как будто она пытается вынуть занозу из подошвы или мальчика поражающего, поднявшегося на дыбы, льва или грифона, мечом в брюхо. В нижней части по периметру весь храм окружают сцены обычной жизни, охоты и войны. Они выглядят менее изысканно, есть ощущение, что их делали ученики или просто на скорую руку. Тут же находятся и самые неприличные, даже можно сказать, вызывающие сцены совокупления людей и животных, они исполнены именно в этой манере наброска, без проработки тонких деталей. Выше, два или три яруса из 50-60 сантиметровых фигурок в самых разнообразных позах, тут сюжеты явно канонические, художники не могли отклониться от определенных правил. Мужские и женские фигурки, боги, богини, полубоги и люди, стоят, сидят и занимаются любовью. В целом, конечно, мотив чувственных отношений явно доминирует, но сексуальных сцен, не так уж и много. Эти барельефы находятся в определенных местах, причем это лучшие, для обозрения места на стенах храма. К упомянутой выше "Кама-Сутре", ничего из изображенного не имеет никакого отношения, единственно, в ней просто описаны несколько поз, в которых застыли боги и люди на стенах храма. Как гласит одна из теорий индийской философии: "Чувственное удовлетворение гораздо раньше приводит к освобождению души, чем запрет на него".

023

Параллельно с нами, вокруг храмов, бродила пара японок и одинокий высоченный европеец. Японки фотографировали друг друга на фоне самых вызывающих сцен, а европеец надолго замирал, задрав голову, рассматривая барельефы. Через некоторое время, появилась экскурсия состоящая из индийцев, журчащей толпой они перемещались по запланированному маршруту, косо посматривая на неприличные стены, выслушивали пояснения гида и шустренько двигались дальше.

К сожалению, многие фигурки из эротических композиций недосчитываются отдельных частей тела, рук, ног, голов они были попросту отбиты. Сохранялось ощущение, что часть скульптур была или украдена или просто уничтожена, а в пустующие ниши ставились копии других, совершенно нейтральных по содержанию сюжетов.

018

На храмах кое-где, явно было видно, что стоят чужие по стилю, цвету и главное качеству композиции. На их основании сохранились проставленные краской номера, которые местные реставраторы поленились стереть. Появлялось ощущение, что храмы были разобраны до основания, а где-то и само основание сравнялось с землей. Потом пришло Индийское археологическое общество, есть такая очень серьезная организация, и решило возродить исторический памятник. Разбили парк, восстановили платформы, где не хватало каких то элементов, местные труженики, смело вставляли первые, попавшиеся на глаза куски от неподлежащих восстановлению храмов. На платформы водрузили, то что осталось от храмов, в замен недостающих барельефов, поставили, то что смогли, в лучшем случае сохранившиеся фигурки, в худшем, вышедшие из под кривого гвоздя современных резчиков. Может быть это просто мои домыслы.

013

В основном комплексе пять храмов и несколько небольших строений, например, святилище кабана сразу возле входа, огромнейшее животное, блестящая "шкура" которого усыпана маленькими фигурками божества. Симметрично ему, с другой стороны парка, расположено святилище коровы, таких толстых коров в Индии просто не бывает. Они оба стоят на возвышении, под высокой, остроконечной крышей, немного похожей на вафельный торт. Под крышей, в тени коровы сидела скромная индийская парочка, у них явно было свидание. В таких местах частенько можно встретить чинно сидящие в укромных местах парочки, никаких объятий или тем более поцелуев тут не бывает и в помине, максимум парень может держать девушку за руку. При моем появлении они явно смутились, сделав несколько кадров коровки я удалился, оставив молодежь наслаждаться обществом друг друга. В парке мы нашли несколько своеобразных скамеечек, как мы поняли сконструированных специально для свиданий в "индийском стиле". Дело в том, что двухместная лавочка, вылитая из узорного чугуна, была разделена так, что паре приходилось сидеть рядом, но лицом в разные стороны и общаться они могли только повернувшись друг к другу боком, спинки у этих скамеечек находились на разных сторонах.

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий