Глава 35. Бхопал – город без туристов

Глава 35. Бхопал – город без туристов

Вместо обещанного нам 7 часового прибытия в Бхопал, поезд, не торопясь, преодолевал километры центральной индии, полупустынные пейзажи сменялись такими же видами, на чахлые поля с редкими крестьянами, а в основном крестьянками, серпами, жнущими в снопики свою пшеницу. В Бхопал, столицу штата Madhy Pradesh мы прибыли часам к 11. На всякий случай заскочили в туристический офис на вокзале, где спокойно спал пожилой человек, которого мы с трудом разбудили. На вопрос о гостинице, он показал нам несколько прайсов с запредельными ценами в полторы тысячи рупий. Спокойно, без провожатых вышли на привокзальную площадь с рядками мотрикш. Немного поторговавшись с первым в очереди возницей, отправились на поиски отеля, где можно будет оставить вещи и переночевать.

 

Город оказался достаточно чистым, хотя и очень жарким, все-таки климат тут уже заметно континентальный. Подкатили к отелю, местный бой ведет меня вверх показывать номера. Второй этаж затянут удушливым дымом, режет глаза, дышать невозможно. На вопрос "хлопцы, а шо у вас тут горело?" получаю ответ: "Пуджа!". Пуджа - это религиозный обряд, сопровождаемый возжиганием благовоний и разных приношений, у зажиточных индусов, для него в домах даже предусмотрена специальная комната, эта гостиница явно не проектировалась для подобных мероприятий, поэтому серым туманом было затянуто несколько этажей. Тем более, что у меня было желание получить кондиционированный номер за 300 рупий, а предложенные за 525 показались необоснованно завышенными. Покинув эту газовую камеру, говорю рикши "Некст", т.е. "следующую"… он тут же тычет пальцем в соседний подъезд. Цена тут была такая же, а вот номера поплоше. Пришлось вознице везти нас еще в пару отелей. Третий был в процессе реконструкции и вокруг активно велись покрасочные работы, причем цена то же не радовала. Четвертый поражал своей восточной роскошью, двухкомнатные номера, большие телевизоры, ковры и естественно цены за 1000 рупий. В конце концов, решаем, остановится в первом отеле, но в другом крыле, куда дым не так сильно проник. Цену нам не скинули, а рикша помимо оговоренной с нами мзды, получил от гостиничного администратора 100 рупий.

Заперев в номере вещи, решаем отправится в обзорную экскурсию по городу. Приветливый администратор, тут же пообещал договориться о такси на три-четыре часа в соседнем офисе. Там долго мудрили, считали, назвали цену в 400 рупий, потом долго звонили куда-то, но машин у них так и не оказалось. Плюнули на их сервис, тем более что к транспорту мы не требовательные. А по такой жаре ездить в машине без кондиционера удовольствие не очень большое. Немного поторговались со стоявшими у отеля моторикшами, те обещают за 200 рупий повозить по городу. Причем торговались одни, а за руль сел совершенно другой человек, тихо стоявший в сторонке. Сразу уточняем с ним оговоренную цену, так как долгий групповой торг не гарантирует, что везущий вас водитель в конце пути не объявит совершенно другую цену, ссылаясь, что с ним никто не торговался. Наш рикша тоже стал крутить носом против оговоренной суммы, но на наше решительное движение к покиданию столь недобросовестного транспортного средства, мы услышали: "Йес! Йес! Йес!!"

Дядька за рулем, хоть и не знал английского вообще, оказался очень приятным, добродушным человеком. Сначала он отвез нас к Медресе. Проехав по удивительно чистым улицам города, немного повиляв, мы как-то сразу оказались на берегу огромного водоема с темно зеленой, мутной водой. На противоположном берегу возвышались красные стены, ослепительно белые купола мечети и возвышающиеся над всем этим два минарета. Сделав несколько кадров и по восхищавшись зрелищем, едем вдоль водоема. На повороте наблюдаю картину, как за рулем мотороллера сидит женщина мусульманка, замотанная в черные одежды так, что открытыми осталась только глаза, перед ней на сидении сидит ребенок лет пяти. Мы, кстати, часто видели индийских женщин за рулем мотороллеров. Забавно выглядит тетенька в сари, мотоциклетном шлеме и развевающимся сзади шарфом. Часто на руках женщин мотоциклисток надеты длинные, белые хлопковые перчатки.

За углом, свернули в узкий проезд и остановились перед воротами, ведущими в мечеть и медресе. В центре огромного двора, выложенного каменными плитами, находился традиционный бассейн, в нем совершали омовение и просто плескались ученики, одетые в основном в белые одежды. Так как требовалось разуваться при входе, я скинул кроссовки и в носках прошел по горячим каменным плитам. Наташа обменивалась улыбками с сидящими возле входа в тени то ли девушками то ли женщинами, все они были замотаны с ног до головы. Хотя Наташа говорит, что кто-то из девчонок демонстрировал ей свою улыбку, немного сдвинув платок. Она тоже скинула тапки и босиком отправилась за мной. Сделав несколько шагов, она завизжала визгом средней мощности и не придумала ничего более оригинального, как повиснуть на мне, наступив обеими ногами на мои ноги. Под двойным грузом, мои подошвы тоже стали ощущать, что каменные плиты двора раскалены неимоверно и носки уже не спасают. Пришлось сказать ей, что она нарушает моральные устои мусульманской женщины и очень неприлично себя ведет в святом месте. После чего она поскакала обратно в тень ворот, где уже покатывалось со смеху местное женское общество и наш водитель. В мечети начиналась молитва, ученики в белых тюбетейках дружно садились рядками, падали ниц и читали молитвы.

004

 

Следующим пунктом нашего круиза, стала гора на вершине которой притаился индуистский храм. Теоретически, подниматься на вершину нужно было на фуникулере, но мы как раз попали на перерыв, но наш водитель предложил, довести нас к вершине по узенькой, крутой дороге за те же деньги. Честно говоря, это был подвиг с его стороны. Мне постоянно казалось, что двигатель вот-вот заклинит от натуги и жары. Аппарат еле-еле двигался по практически вертикальному подъему, но минут за 15-20 мы все-таки одолели местную Джомолунгму. На ее вершине, кроме закрытого на замок храма, оказался небольшой луна-парк, в котором сидела очередная скромная парочка и группа сопровождения в виде явно скучающего паренька, неподалеку качающегося на детских качелях. Кстати, он так на нас засмотрелся, что забыл, что надо держатся и вскоре навернулся в рыжую пыль.

На затененной стороне горы виднелось несколько гротов, в которых уже кто-то сидел, наслаждаясь прохладой тени. Постояли на самой вершине, где нас обдувал раскаленный ветер, а перед глазами лежал весь тщательно размазанный Бхопал, великолепный вид на город, затянутое маревом озеро с зелеными островками и несколько храмов, один из которых, встроенный прямо в скалу, особенно привлек наше внимание.

Показали водителю с явным удовольствием, бродившим с нами по вершине на храм в скале. И он замотал головой, одобряя наш выбор маршрута. Спускались с горы мы куда стремительнее. Проезжали группу детишек от 3 до 7 колбасившихся возле огромной емкости с водой.

Направляясь к храму в скале, мы неслись по полупустым улицам с порядочной скоростью. Нас обдувал раскаленный, невероятно горячий воздух, было ощущение, что дуют огромным феном.

Вскоре показался храм, к нему вела лестница. Наташа, изнывая от жары, отказалась подниматься вверх, а вот водитель взялся меня сопровождать. Перед входом, меня встретил седой брахман замотанный в белую ткань. Обычно, фотосъемка в храмах категорически запрещена, но тут он сам провел меня в дальний угол, где в небольшой пещере дымились благовония, стояли фигурки божеств и лежали подаяния в виде цветочных гирлянд. Подвел к алтарю, вручил цветы и немного риса для жертвования богам, после чего показал, что надо съесть немного риса и запить их водой, которую он налил мне в руку из медного кувшинчика. В общем, причастил по полной программе. Не отказал и на просьбу сделать его фото. Все это происходило как-то очень просто, спокойно и убедительно. Удивило еще то, что никто не просил денег.

009

Спускался я по лестнице ведущей в храм с ощущением, прикосновения к чему то новому для меня в этой стране. Это было все как то не по-индийски.

Увидев наш интерес к историческим местам, нас провезли через фешенебельный район. Шикарные особняки, дорогие машины, чистые дворики. Бхопал, вообще довольно чистый и аккуратный город, с невысоким уличным трафиком. Сначала остановились возле скромненькой мечети, выглядела она совсем не эффектно и мы решили не удостаивать ее своим посещением. Затем наш путь пролегал по набережной местного водоема, за одним из поворотов, наш Тук-тук свернул в небольшой дворик и мы оказались возле обгоревшего дома. Как нам объяснил на пальцах, наш незатейливый проводник тут раньше была мечеть, случился пожар, а сейчас идет активная реставрация. Подскочивший начальствующий дедушка в чалме, усердно стал изображать всем телом, что съемка внутри запрещена, а там ничего и не было, так что я не расстроился и не стал расстраивать дедушку муллу. Достаточно живописные развалины вокруг и остатки былой красоты в виде резьбы по дереву на трухлявых балках вполне удовлетворили мои эстетические потребности.

Немного повиляли по улицам, несколько раз останавливались возле старых, с очень своебразной архитектурой зданий. В одном из них оказался зал для бракосочетаний. Нас даже повели посмотреть как его приготавливают к событию. Не догадались напросится на само мероприятие, сказывается недостаток опыта путешественников. В огромном дворе возился народ, в одном углу мыли огромные чаны, в другом несколько таких же чанов уже были полны нарезанным мясом по которому ползали мухи. Немного перепуганные индусы, под многочисленными "хрустальными" люстрами, подозрительно косились в нашу сторону. На улице

Солнце давно висело в зените, жара стояла неимоверная, город спал, спрятавшись в тень. Только нас, на трещащем Тук-туке носили индийские черти. Проехав под странной скульптурной композицией, на высоченном столбе сидело нечто из металлических обрезков, изображающее огромную, нахохленную птицу в гнезде, выскочили к какому то мусульманскому заведению. Спрашивать особо было некого, единственный сторож спал в тени ворот так, что, пробродив там полчаса, мы нисколько его не побеспокоили. Кажется, это была какая то библиотека. Несколько небольших водоемов во дворе и длинные "дорожки" спасали от раскаленных солнцем каменных плит двора.

Неподалеку оказался зеленый парк, где кустики были высажены и выстрижены в виде слов на санскрите, что именно там было написано я забыл спросить, но смотрелось забавно. Тут же под развесистыми кронами деревьев и разных пальм, дремали семейки индийцев, бегала неугомонная детвора. Не надолго мы стали всеобщим объектом внимания, похоже, что в Бхопале туристы все же редки. Там же в парке был какой-то музей, но мы уже изрядно укатались, тем более что фотографировать в музеях Индии запрещено. Из парка открывался вид на местный водоем, а наш водитель, почему-то очень хотел, чтоб мы спустились вниз, хотя указанная им тропинка явно была предназначена для ускорения реинкарнации, проще говоря, шею на ней свернуть было элементарно. Хуже всего, что по ней пришлось бы ползти обратно в верх. И мы, утомленные бхопальским солнцем, не решили испытывать благосклонную к нам до сих пор судьбу.

Последним пунктом нашей экскурсии стал индуистский храм, весь покрытый свастиками и обмотанный колючей проволокой. Он напоминал собой фашистский особняк в красно-серо-желтых тонах, не хватало только вышек с прожекторами и собак. Тем более что на входе на нас накинулся местный эсесовец, замотанный в одеяло, стал нас выталкивать, крича, что сейчас храм не работает. Обычно такое поведение не свойственно индусам. Что бы хоть как-то скомпенсировать такое поведение соотечественника, водитель нашего тук-тука, завез нас за угол, где сквозь огромные решетчатые ворота прекрасно был виден и храм и двор.

Так мы катались по городу больше трех, а может и четырех часов, если учесть, что это было самое пекло, то в отель мы вернулись уже изрядно вымотанные. По пути покупали воду и фрукты, Наташа попросила водителя помочь ей с покупками, и он не только отобрал лучшее, но еще и торговался, что обычно не практикуются, вроде как индусы не мешают своим навариваться. Хотя с другой стороны в Бхопале нас как-то никто и не пытался обмануть, обсчитать, да и попрошайки были редки. Не знаю, в целом с туристической точки зрения, город достаточно скучный, хотя в 60 км. севернее находится оч.крупный буддийский центр с древними сооружениями, смысл посмотреть есть, но то что там чисто и спокойно отрицать нельзя. Рассчитываясь с нашим мотогидом, заплатили ему не 200, а 300 рупий, очень уж приятный и скромный был человек, чем доставили ему немалую радость.

Отдохнув, и дождавшись, когда спадет жара, вышли на улицу, побродить по окрестностям и поужинать. Район где была расположена наша гостиница, в основном занимали магазины строительного направления, особенно много торговало расписной кафельной плиткой. Идем по улице, а почти в каждой витрине на разных плитках изображения богов, божков, святых или религиозных символов. Вы думаете это для украшения? В принципе не без этого, но в основном такими элементами декора вымащивают углы в подъездах, каменные заборы и прочие места "общественного пользования". Индус, когда его прижимает по малой нужде, не думает долго, а просто поворачивается к ближайшей стене, углу или просто присаживается посреди дороги и облегчается. Часто видишь, как на обочине стоит велосипед, мотоцикл, верблюд, лошадь и рядом их водитель с расстегнутыми штанами. Вот чтоб хоть как-то уменьшить вонь от испарений, в определенных местах выкладывают плитку с изображением почти всего, что может оказаться святым для того или иного представителя, хотя это тоже не всегда действует.

Походили по улице, купили мандарин, они совсем не такие как у нас, крупнее, желто-зеленые, только вкус и запах такие же. Наталья нашла еще, какие то совершенно странные плоды, по виду картошка или лысый киви, на вкус что-то мучнистое, сладкое, а косточки как у хурмы, не то чтоб супер, но интересно. За ананас нам загилили невероятную цену, тут их целыми на улице в основном не продают, стараются или в виде сока или в виде фруктового салата, все выложено на тарелочке красиво, только плохо, что грязными руками.

Недалеко от нашего отеля мы зашли в ресторан, где и перекусили в гордом одиночестве, не дорого и вкусно. "Зеленый" салат, уже имея большой опыт и зная, что туда могут накидать все имеющиеся в наличии овощи, Наташа сразу ограничила томатами и огурцами, что в принципе не остановило добавления в него колечек лука, разрезанного перчика Чили и кусочков лайма. Так как все одно это не перемешивалось и ничем не поливалось, то перец мы аккуратненько отложили в сторонку, а лук в Индии не очень горький, почти без запаха.

В гостиницу возвращались уже под черным небом без звезд. Завтра у нас решающий рывок до Бомбея. Поезд нас уже не пугал.

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий