Глава 38. Маленький тур на большом автобусе

Очередное бомбейское утро. В наших планах стояла прогулка на двухэтажном автобусе, которые с яростными сигналами проносились по улицам, слегка притормаживая, чтоб народ успел запрыгнуть или выпрыгнуть с широченной площадки, полностью он останавливается, только если много людей, если пассажиры в возрасте или с детьми. Первая попытка прокатится, вышла комом. Мы сели на автобус идущий в другую сторону. Через три остановки после посадки, всех попросили выйти, а машина заехала в парк. Оказывается в конце маршрута, агрегат заезжает в огороженный парк, где его моют и он просто выстаивает график. Подождали минут пять и совершенно пустой монстр, наследник британской колонизации, подкатывает к нам. Нас встречают улыбками кондукторы с компостерами и кучей цветных билетиков: "Ласт стоп?" - (последняя остановка?) спрашивают они. "Ийес!" 20 или 30 рупий за двоих, такие мелочи уже не запоминаются, и сжимая в руках розовые билетике, провожаемые улыбками работниками компостеров, карабкаемся по винтовой лестнице на второй этаж. Подниматься приходится уже на порядочной скорости, никто никого не ждет и срываться с места как на формуле один, болтает жутко, есть шанс сверзится вниз по металлическим ступенькам. Зато потом вальяжно рассаживаемся на передних сидениях. Получается, мы сидим, чуть ли не над водителем, ощущение, что висим над всей улицей, обзор сумасшедший, стекол в окнах нет, только решетки и "ветер в харю, а я шпарю!.."

024

Самая дешевая и увлекательная экскурсия по городу, если бы рядом сидел гид, лучшего не стоит и желать. Хотя периодически и подсаживающиеся пассажиры, посмеиваются над нами, но, видя наш интерес, показывая пальцем на достопримечательности, пытаются комментировать. Не выпускаю из рук фотоаппарат. На перекрестках со светофоры, и каждая остановка возможность сделать несколько кадров, так же систематически попадаем в пробки, словно по заказу медленно движемся по улице, рассматриваем местное население, а оно нас. Понемногу выезжаем из центра, проезжаем по мосту над железной дорогой, внизу несется пригородный поезд, в клубах черного дыма его тянет тепловоз, а на вагонах висит куча пестрого народа, дверей то в поездах нет и в помине, зато пассажиры гроздьями свисают из широченных проемов. В индийской электричке их не четыре как у нас, а шесть! Проезжаем мимо современных зданий современной авангардной архитектуры, внизу прилепились халупки, которые и домами назвать сложно, просто кучи дерева, ткани и разного хлама среди которого живут люди. Автобусные остановки такие же как в России, лавочка и навес, так же облеплены объявлениями, так же на них выцарапаны разнообразные надписи, возможно и на индийском матерном. Нам с "второго этажа" были видны какие то свертки лежащие на крышах остановок и навесах придорожных лавочек, сначала подумали, что это ленивый народ так мусор выбрасывает. А зачем мусор увязывать веревочкой? И тут до нас дошло, что это! За "мусор" мы приняли постельные принадлежности, которые с утра, народ, спокойненько складывают на близлежащие крыши и навесы, а к вечеру разворачивает на асфальте.

Бомбейские кварталы это что-то! Дома с разнообразной архитектурой, на балкончиках висят разноцветные тряпки. Дома раскрашены в яркие цвета, с резьбой, порой целыми скульптурными группами. В одном месте нас просто убил зеленый барельеф слона, чуть ли не в натуральную величину, украшавший фасад. Какие-то невозможные крыши, деревянные стены. Такое нагроможденье стилей и красок. Островерхие шпили зданий времен английской колонизации и тут же рядовая многоэтажка, где канализационные трубы проложены прямо на стенах. Какие то деревянные выцветшие ряды балконов. Пыльные крыши. Грязные стены. И тут же яркое, розовое здание с многочисленными божками на стенах, зеленющая мечеть. Оплетенные бамбуковыми лесами бетонные колонны. Что-то еще строится.

026

А по улице течет транспортная река, все гудят, звенят и медленно движутся в нужном им направлении. Проезжаем под строящейся эстакадой, в тени которой дремлет около полсотни рабочих. Кто-то устроился в корзине, только торчат ноги, руки и свесившаяся кудрявая голова. На шум никто не обращает внимания. На огромной площади затор. Все терпеливо ждут, пока новый, блестящий автобус с тонированным стеклами пересечет перекресток. За ним в несколько рядов пристраиваются желтоголовые такси. Вот и наша очередь. Впереди старик тянет невероятных размеров телегу. В России издуделись бы все. Забились в истерике, начали орать в окна. Тут, несмотря на любовь к сигналам, только терпеливо ждали, когда ширина дороги позволит объехать изрядно перегруженную телегу. И только потом "ту-ту", что означает: "внимание я обгоняю", начали б вырываться на простор, чтоб потом снова сбиться в кучу на ближайшем перекрестке или за очередной тележкой загруженной до безобразия.

На одном из поворотов мы увидели море! Оказалось, что и с другой стороны есть море и больше того огромная набережная. Только наш автобус развернулся и унес нас в шумные кварталы. Но ничего, мы еще вернемся.

Перекурив на последней остановке и протерев глаза от бомбейской пыли. Минут через пять из ворот показался автобус, но, к сожалению одноэтажный. Нет уж, посидим, подождем "наш". Вскоре умытый, сине-зеленый агрегат останавливается перед нами, приглашая распахнутой дверью. Забираемся на наши места и вновь созерцаем мелькающие картинки такого разного города. Вот уже трущобы сменяются торжественными шпилями, и мы возвращаемся в район своей гостиницы.

Вышли возле Макдонольдса, точнее обувного магазина "Метро", на втором этаже которого располагался индийско-американски фаст-фуд. Но сегодня мы туда не идем, индийская кухня гораздо интересней, вкусней и дешевле(!). Часть первого этаж соседнего здания, точнее один из его углов превращен в кафе. От стен остались только несущие колонны, между которыми расставлены столики и бегают официанты. Все клиенты поголовно белые, вальяжно развалившиеся в креслах. Мы глянули меню… теоретически, что б тут перекусить надо 400-500 рупий. По-моему это дороговато. Еще вчера мы присмотрели небольшое индийское кафе с солидным мусульманином на кассе, в белых одеждах, вязанной белой тюбетеечке и крашеной хной бородой. Почему-то заведения, где хозяева мусульмане выглядят не в пример чище!

За те несколько дней, что мы были в Бомбее, мы просто влюбились в это заведение. Обслуживали быстро, готовили вкусно и не дорого. Обед на двоих из двух блюд, обычно мы берем на двоих два блюда, очень уж порции большие, плюс "Грин салат", чай и дежурную литровку "минерал ватер", а проще говоря, обычной воды выходил нам от силы 110-120 рупий.

029

Потом отправились бродить по лавкам и магазинам, благо их тут несколько километров. Мы уже давно привыкли к зазывалам и кажется, что они, чувствуя нашу "непробиваемость", тянут свою "зазываловскую" мантру, только потому, что это их работа, скучно и без всякого "энтузазизма". Наташа замечает, что когда к ней обращаются "Мадам!" ей даже нравится! Идем по улице и то тут, то там звучит: "Мэм! Мадам! Плиз, онли люк!", а она такая гордая и непреклонная лишь слегка улыбается на все эти поползновения. Правда, возле какой то лавки, опытный глаз лавочника, определил в нас русских и брякнул: "Мадама! Почмотри!"

- Вот Гад! - вырвалось у Наташи.

Начало темнеть. Заприметив сидящего чуть ли не посредине улицы торговца ананасами. Давно собирались купить себе к рому. В Индии ананасы предпочитают продавать или чищенные или уже в салате, на наши попытки купить нечищеный, взвинчивали жуткую цену или предлагали уже порезанный, но со следами черных пальцев. Этот торговец тоже держал в руках идеально, я б даже сказал художественно изрезанный, спелый плод истекающий соком ему в рукава. Когда же мы показали на валявшийся возле ног неочищенный, он только пожал плечами и сказал: "20 рупий". Запасшись на вечер в соседней лавке проверенной флакушкой с ромом. Свернули на набережную.

Возле "Ворот в Индию" - это триумфальные ворота, ведущие как ни странно в море. Происходило какое то действо с барабанами, фонарями и плясками. Там сгрудились туристы и попрошайки. Мы развалились в освободившихся по такому случаю лавочках и медитировали ощущая гудение в натруженных за день ногах. Рядом где-то шлепала об стену волна. Скрипели качающиеся на ней лодки. Ветерок с моря нес немного прохлады и жуткий запах.

Поэтому мы пошли пить свой ром в номер! Где разрубив ананасину на здоровые куски, выгрызали сочную мякоть, обжигая губы, но уже чистыми, отмытыми руками. Пили ром и наслаждались индийскими клипами.