Глава 28. Каджурахо – окрестности

После исследования этих памятников древности, мы вернулись в современную пыльную Индию. Рядом с комплексом, за небольшим заборчиком, расположен действующий индуистский храм, заявлявший о себе дребезжащим звоном колокола. Когда мы проходили мимо, из ворот храма выскочила бабка с корзинкой полной цветочными гирляндами, такие гирлянды мы видела на одной парочке европейцев лихо промчавшейся мимо нас на велосипеде. Увидев нас она, расцвела, подскочила и надела нам на шею гирлянды из оранжевых, жутко вонючих цветов, кажется календулы. Я терпеть не могу запах этих оранжевых цветов, часто украшающих и наши газоны. Прикоснувшиеся к миру прекрасного, умиротворенные, в приподнятом настроении, мы как то спокойно приняли такие знаки внимания, я вообще воспринял это как какое-то религиозное действо, но тут же протянутая в мою сторону рука, спустила меня с неба на землю. Порылся в кармане, но ничего меньше 10 рупий у меня не оказалось, их я и отдал за такое индуистское благословение. Лицо бабки как-то сразу потухло, что-то лопоча, замахала руками, и как я понял, требовала мзду дальше. Подскочивший тут же лавочник, начал ее отгонять, говоря, что 10 рупий это больше чем дофига, хватило бы и одной-двух, что бы отвязаться от прилипшей к нам сеятельницы благодати, мы зашли в лавку. Поковырявшись там для приличия в не очень большом ассортименте, померив на Наташу экзотические украшения, по килограмму весом, вышли на воздух. За забором, стояла настырная тетка и тянула руку. Так как я к религии отношусь весьма прохладно, и к индуизму тоже, лучшим выходом к избавлению от тетки и запаха жутких цветов, было торжественное вручение гирлянд ей обратно, чтоб окончательно избавится он нее, была протянута рука и произнесена волшебная мантра "Бак мани!". И ее просто сдуло ветром.

066

Заинтересовавшись, где промчавшаяся, явно европейская пара взяла велосипеды, выяснили, что практически на каждом углу за 20 рупий (14 рублей) в день, можно взять на прокат подержанного двухколесного коня. Велосипеды в Индии немного отличаются от российских тем, что к нашему удивлению все тормоза у них только на руле, педалями не затормозить. Об этом мы узнали уже оседлав аппараты, арендованные за пол-цены, на остаток дня и отправившись изучать окрестности.

Особо ехать было не куда. Сначала мы отправились к так называемому "новому" храму. Обычный индуистский храм, возле которого сидела группка малолетних торговцев. Наташа не захотела идти со мной смотреть, а осталась в тенечке, где ее развлекала молодежь. Сначала завалили вопросами как ее зовут и из какой страны, но она стойко делала вид, что не понимает. Немного остыв в тени, решила снять с головы шарф, которым закрывалась от солнца. Тут индусы и обалдели, увидев ее белую голову. Залапотали: "Дабл хайер!", то есть парик, кто-то осмелился потрогать руками, "Паинт! Паинт!" - краска. Индусскому счастью не было предела.

Пока Жена развлекала местно население, я прошелся мимо недавно построенного храма, с двумя каменными львами на входе, явно позаимствованных со старого комплекса. Сразу за храмом проводились реставрационные работы еще трех небольших храмов, претендовавших на историческую ценность. Человек пять сидели возле янтарно-желтых стен и драили их с мылом железными щетками. Немытые камни были покрыты черным налетом, явно разъедавшим высеченный узор и скульптуры, которые тут были крупнее, сантиметров по 70-80. Эротических мотивов тут не было вовсе. Отдельные элементы явно были грубым новоделом, фрагменты составлены хаотично, между ними зияли огромные щели. Эти храмы были сделаны явно позже и хуже. Похоже на жалкую попытку воссоздать наследие Чанделла, или время создания храма совпало с утратой мастерства.

063

Потом мы смотались на автовокзал, где забронировали билеты на автобус на завтра, нам выдали квиточки, по которым на следующий день мы получили билеты. Позже мы оценили свой поступок, оказавшись на лучших местах.

Чтоб убить оставшееся время, отправились в поход по лавочкам. Я решил отомстить всем назойливым торговцам, побывав во всех лавках и нигде ничего не купив. Ассортимент практически у всех был одинаковый. В основном, это определенный набор бронзовой скульптуры, часто с претензией на эротику. Мне часто в руки совали совокупляющихся бронзовых уродцев, со словами "Кама-Сутра! Кама-Сутра!" или жуткие барельефы с людьми сардельками, якобы занимающимися сексом. В общем, полная ерунда. Я б с удовольствием приобрел бы несколько хороших копий женских фигурок виденных в храме, но качественно воспроизведенных, а не те грошовые поделки, которые вряд ли купить даже самый тупой турист.

Вечер, как всегда наступил неожиданно, в нашей программе стоял ужин. Делать вторую попутку в нашем гостиничном ресторане мы не рискнули. Тем более, что подобных заведений было вокруг полно. Выбор пал на "Итальянский ресторан". На входе нас встретил местный распорядитель, проводил на крышу, где и находилось это заведение. Старая английская мудрость говорит, что слугой должен быть индус, обслуживание в ресторанах всегда на высшем уровне, а вот про поваров говорится, что они должны быть китайцами. Ибо заказанная нами лазанья, была похожа на что угодно, только не на итальянское блюдо. Дело в том, что практически все ингредиенты не соответствовали рецепту. Так, вместо твердого сыра в распоряжении каджурахских работников кухни, была только брынза, а соус Болонез заменяло что-то вроде простокваши. Да, самое главное, в индии макаронные изделия приготавливаются из муки с низким содержанием клейковины, или что-то в этом роде, из-за чего при варке, часть макарон просто растворяется в кастрюле превращаясь в мутный "макаронный бульон". Любители быстро приготовляемых макарон, при приобретении подобного продукта в Индии будут разочарованны. Мяса в лазанье тоже, естественно не было. Зато был очень приятный и обходительный менеджер ресторана, который на европейском уровне обслуживал клиентов, несмотря на недостатки своей кухни.

На обратном пути зашли в приглянувшийся нам, вчерашний магазинчик. Встречали нас как старых друзей. Прикупили воды. Завтра предстояло долгое путешествие обратно в Джанси.